СИБСТРИН

НАУКА.СИБСТРИН

Новосибирский государственный

архитектурно-строительный университет

(Сибстрин)

КАНДИДАТСКИЕ ЭКЗАМЕНЫ

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Кандидатские экзамены позволяют оценить степень усвоения теоретических знаний и компетенций, уровень творческого мышления, навыков самостоятельной работы, умения анализировать полученные знания и применять их в решении практических задач.

Кандидатские экзамены являются формой промежуточной аттестации при освоении программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре.

Прием экзаменов осуществляется на основании «Порядка прикрепления лиц для сдачи кандидатских экзаменов, сдачи кандидатских экзаменов и их перечня», утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 марта 2014г. N 247.

Для сдачи кандидатских  экзаменов   без освоения программ подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре настоящим Порядком предусмотрены правила  прикрепления лиц к образовательной  организации   высшего   образования.

Результаты кандидатских экзаменов, полученные  до  вступления  в силу настоящего приказа,  подтвержденные  удостоверением  об  их   сдаче, выданным в установленном порядке до вступления в силу приказа №247 от 28.03.2014, считаются действительными.

Экзамены проводятся по билетам в устной и письменной форме. При необходимости после проверки письменной работы экзаменатору предоставляется право задавать обучающимся дополнительные вопросы, а также помимо теоретических вопросов давать задачи и практические задания по программе данного курса. Оценка уровня знаний на экзаменах предполагает использование балльной системы оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Сдача кандидатских экзаменов подтверждается выдаваемой на основании решения комиссии справкой об обучении или о периоде обучения. Срок ее действия не ограничен.

Кандидатские экзамены принимаются два раза в год в виде сессий: летом – в начале июня, зимой – в конце января.

Аспиранты сдают кандидатские экзамены в соответствии с учебным планом, экстерны – в соответствии с индивидуальным планом обучения.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

К кандидатскому экзамену по истории и философии науки аспирант допускается после сдачи реферата. Тема реферата должна освещать важнейшие философские и мировоззренческие проблемы, связанные с научной специальностью. Тема реферата согласовывается с научным руководителем и ведущим лектором по истории и философии науки.

Темы рефератов и методические указания к выполнению реферата

Реферат по истории и философии науки представляется на кафедру истории и философии для проверки не позднее, чем за 1 месяц до промежуточной аттестации по дисциплине.

К реферату по истории и философии науки предъявляются следующие требования:

  1. Реферат должен иметь оглавление, введение (в котором определяются проблемы и цель реферата), изложение содержания темы в соответствующих главах, общие выводы по проблеме, а также список использованной литературы.
  2. Реферат должен занимать 16-20 страниц, напечатанных 14 кеглем через полуторный интервал.
  3. Независимо от количества цитат, доля оригинального авторского текста в реферате должна быть не менее 40%. Во избежание недоразумений рекомендуется предварительно проверить свой текст на заимствование.

Экзамен сдается преимущественно в письменной форме. В билете содержатся 3 вопроса. Первый вопрос - общий, второй – с учетом направления научного исследования, третий – по реферативному исследованию.

Вопросы к кандидатскому экзамену можно скачать ЗДЕСЬ.

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

Кандидатский экзамен по иностранному языку проводится следующим образом:

  1. Изучающее чтение оригинального текста по специальности объемом 2500 печатных знаков. Время выполнения – 45 минут. Форма проверки: передача извлеченной информации на иностранном языке (гуманитарное направление) или на языке обучения (естественнонаучное направление).
  2. Беглое (просмотровое) чтение оригинального текста по специальности объемом 2500 печатных знаков.   Время выполнения – 10 минут. Форма проверки: передача извлеченной информации на иностранном языке (гуманитарное направление) или на языке обучения (естественнонаучное направление).
  3. Беседа с экзаменаторами на иностранном языке по вопросам, связанным со специальностью и научной работой аспиранта.

Примерные образцы вопросов:

1. What is your occupation? What are you engaged in? What do you specialize in?  Are you a research worker? Are you a post - graduate student?

2. Do you do science (do academic work / research/ carry out research)?

3. Are you going to start your scientific career?

4. Why do you take up science?

5. When did you start planning your research project?

6. Were you absolutely free in choosing your research topic or was it your supervisor’s piece of advice?

7. How did you choose an appropriate research topic?

8. What parts does your research proposal contain? / What is the structure of your research work?

9. What are the aims and objectives of your research work?

10. What are the latest findings in your research area?

11. What are your original contributions to your specific field of knowledge?

12. Which do you think is better to write your dissertation after the research work has been completed or to write it in small sections? Why?

13. Do you do your best to finish a draft of your thesis as early as possible to send it to your supervisor for revision?

14. Do you think your research goals are achievable and realistic or may be a bit too ambitious?

15. Have you carried out a comprehensive literature review? What do you need it for?

16. How many items have you had roughly in your provisional bibliography of scholarly writings?

17. What relevant literature is your research project supported by? Can you name some authors and works?

18. Who is your supervisor?

19. Do you think that choosing the experienced supervisor is probably the most important step for any postgraduate student?

20. Are you familiar with the works of your supervisor? Is it helpful?

21. Is it better for your PhD supervisor to be young and inexperienced or old and experienced?

22. Have you developed a detailed and comprehensive methodology to answer your research questions?

23. Have you already tried to pilot your methodology to see whether it works?

24. What do you think is the most appropriate method of data analysis?

25. Does your research project involve plenty of work in labs?

26. Do you go out to the field to collect the data you need?

27. Do you pay for your PhD study or does the university offer full funding?

28. Is your research work supported financially?

29. Do you believe your PhD degree would help you to increase your future salary and to rise your social status?

30. You surely know that English is the lingua franca in academia, so do you feel you know it rather well to communicate freely with your scholar-colleagues?

31. Do you try to improve your skills in English by reading academic articles and searching for various writing resources on the internet?

32. What do you think of plagiarism? Can this happen occasionally?

33. What do you usually do to avoid committing plagiarism?

34. Have you had national and international research publications? Where and how many?

СПЕЦИАЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 Кандидатский экзамен по специальной дисциплине сдается по программе, состоящей из двух частей: примерной  программы  кандидатских   экзаменов, утверждаемой Министерством образования и науки Российской Федерации, соответствующей специальности номенклатуры научных работников, и дополнительной программы.

Дополнительная программа разрабатывается аспирантом при согласовании с научным руководителем, не менее чем за 1 месяц до экзамена.

Дополнительная программа включает в себя не менее 20 вопросов по проблематике диссертационной работы, а также список литературных источников, в которых эти вопросы освещены.

Дополнительная программа выполняется в 2-х экземплярах, подписывается аспирантом и научным руководителем, утверждается на заседании кафедры и совете факультета. Один экземпляр представляется на промежуточную аттестацию, затем хранится не менее 3-х лет на профильной кафедре, а второй – в отделе аспирантуры.

ОСНОВНАЯ ПРОГРАММА КАНДИДАТСКОГО ЭКЗАМЕНА